Писсуар, изменивший наш взгляд на искусство

В этом году исполнилось ровно 100 лет, когда французский и американский художник Марсель Дюшан представил публике свое самое известное произведение: «Фонтан». За незамысловатым названием скрывается столь же незамысловатый экспонат — ни больше ни меньше мужской писсуар.

file
«Фонтан» Марселя Дюшана

«Фонтан» стал при своем появлении объектом ярких споров как среди представителей искусства, так и среди простых смертных, однако его копии до сих пор выставляются в музеях мира и привлекают новых зрителей. И каким бы противоречивым не было это произведение человеческой фантазии, ясно одно — оно навсегда изменило взгляд общественности на мир искусства.

По заявлению Дюшана, это был вызов общественности, плевок в лицо критикам: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством». Поэтому, приобщаясь к объектам современного искусства, необходимо помнить, что зачаcтую цениться далеко не сам объект. Важны время и причина его появления. Начало XX века — это эпоха радикальных перемен в традиционных идеалах и понятии искусства. Да и сам Дюшан не признавал в своём произведении искусство, он называл его насмешкой над искусством как таковым.

Дюшан ставил под сомнение казалось бы неприложную истину о том, что искусство — это некий материальный объект, сделанный руками художника.

Но почему же «Фонтан» столь интересен для критиков искусства? Представив публике подписанный перевернутый писсуар, Дюшан ставил под сомнение казалось бы неприложную истину о том, что искусство — это некий материальный объект, сделанный руками художника.

Никто не станет отрицать, что, как и любое явление, искусство постоянно развивается, меняются основыне принципы и представления о нем. Так, для художников Ренессанса было важно как можно точнее отобразить реальность, для импрессионистов — реальность, но сквозь призму впечатлений. Те, кто был после — символисты, постоимпрессинисты и др. — уже изображали не внешний мир, а то, что происходит у них в голове, т.е. изображали не предметы окружающей действительности, а свои впечатления от них.

Он промоцировал идею, что художественный акт — это не материальный предмет как таковой, а те процессы в голове мастера, которые предшествуют его созданию.

Художники стали нарушать принципы того, как необходимо изображать реальность. Но непреложным оставалось одно — любая картина была предметом их собсвенного творчества. Дюшан же, в свою очередь, просто купил готовый писсуар, перевернул на бок и подписал. Этим он промоцировал идею, что художественный акт — это не материальный предмет как таковой, а те процессы в голове мастера, которые предшествуют его созданию.

Осознавал ли это Дюшан, когда решил «создать» «Фонтан» или нет, но на сегодняшний день остается фактом то, что ведущие эксперты европейского арт-рынка вносят его в пятерку самых влиятельных произведений искусства 20 века, хотя создано было немало.

Читайте также:
Как научиться понимать
современное искусство (и нужно ли)

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s