Как научиться понимать современное искусство (и нужно ли)

Кто из нас не смотрел на картины Марка Ротко и не задавался вопросом, почему за них платят десятки миллионов долларов? Или кто не спрашивал себя, почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство,ведь каждый ребенок сможет нарисовать подобный «шедевр»? Мы все порой отчаянно отстаиваем мысль, что современное искусство — это фарс, но одновременно так же отчаянно пытаемся понять его и приобщиться к «тусовке» людей, которые «ценят и понимают».

wallpaper-1638535_1920
Фото использовано в качестве иллюстрации

Мне искренне сложно понять, почему три линии и точку сегодня могут назвать великим искусством и продавать за баснословные деньги. Ведь истинное искусство всегда ассоциировалось с чем-то возвышенным, чувственным. Великим художникам даже в уродстве удавалась найти ту живописную нить, которая и делала из их работ шедевры. Вспомните хотя бы Караваджо и его «Медузу Горгону». Жутко? Да. Страшно? Да. Но насколько эмоционально и талантливо!

В первую очередь, канал коммуникации между зрителем и произведением изобразительного искусства, — это наши глаза. Мы должны смотреть на картину и понимать, что, да, это прекрасно

Еще Толстой говорил, что искусство — это сообщение чувств. Его определение близко мне как никакое другое, ведь чувства — это самое главное и для меня в моем творчестве. Я готова закрывать глаза на технику, на мастерство формы и линии, если я вижу на картине чувства и эмоции, переданные автором. Но очень часто я не нахожу все это в том, что сегодня называют современным искусством. Хотела написать дальше, что, может быть, я еще не доросла и чего-то не понимаю. Но нет. Искусство должно одухотворять, оно должно приносить удовольствие от его созерцания. Какой смысл в картине, чтобы понять которую необходимо прочесть как минимум два листа текста. Ведь в первую очередь, канал коммуникации между зрителем и произведением изобразительного искусства, — это наши глаза. Мы должны смотреть на картину и понимать, что, да, это прекрасно.

Шокирование зрителя, вызов обществу и грамотное использование пиар-тактик и стратегий — вот чем наполнено современное искусство. Поэтому зачастую те, кого мировая общественность называет гениями, — лишь прекрасные продавцы. Они формируют имя, которое превращается в дорогой бренд, наделяющий своего покупателя высоким статусом. При этом, большинство людей продолжает не понимать подобное «искусство» и вновь и вновь перечитывают статьи на тему «Как понять современное искусство», а вся ситуация напоминает сказку про голого короля.

Не нужно говорить «Да, в этом что-то есть», только чтобы примкнуть к кругу тех, кто «ценит и понимает»

Я за то, чтобы не понимать. Если вы смотрите на произведение и не понимаете, что в этом такого ценного, то не бойтесь высказаться. Не нужно говорить «Да, в этом что-то есть», только чтобы примкнуть к кругу тех, кто «ценит и понимает». Лично я сторонник того, что традиционно считается искусством рисунка и живописи: живые линии, благородство формы, чувство цвета, искренность и эмоциональность того, что изображено.

pictures-776248_1920
Фото использовано в качестве иллюстрации

Сегодня художники уже не готовы писать картины только ради творчества. Живопись стала предметом продажи. Уже нет искусства ради искусства, каким оно было в понимании старых мастеров. В этом нет ничего зазорного — времена, когда говорили, что художник должен быть голодным, закончились, и это абсолютно нормально и закономерно. Но именно это и послужило триггером того, что  зачастую на современном арт-рынке мы сталкиваемся с абсурдом. И шутки о том, что неважно, что ты изобразишь на полотне, главное,  как ты это назовешь, на самом деле совсем не шутки. И вот название должно звучать как можно более интеллектуально и возвышенно. Конечно, не всегда, но факт имеет место быть.

Тем не менее, трансформировавшись в предпринимателей, многие не растеряли талант и мастерство. Но до тех пор, пока абсурд будет продаваться, будет существовать и то современное искусство, которое вызывает у нас сомнения в своей художественной ценности. Если говорить о великих, то те же портреты Пикассо — уродующие тех, кто на них изображен — продаются за миллионы долларов. Он сам признавался, что пишет то, что покупают. Для себя же художник рисовал совсем иначе — это были чувственные и реалистичные изображения прекрасных женщин.

До тех пор, пока абсурд будет продаваться, будет существовать и то современное искусство, которое вызывает у нас сомнения в своей художественной ценности.

Поэтому, если отвечать на вопрос, как понять современное искусство, то я скажу: «Чувствуйте!» Если вам искренне нравится — отлично! Если же нет, то не ведитесь на поводу у тех, кто задает моду в искусстве, потому что она скоротечна. Ценится всегда будет то, что не поддается сомнениям, ведь никто никогда не задавался вопросом, почему то, что писал Рафаэль или Леонардо да Винчи, есть искусство. Ответ-то однозначен.

 

Реклама

One thought on “Как научиться понимать современное искусство (и нужно ли)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s